"Как затащить Коляду на дуб без вреда для себя и окружающих"

"Как затащить Коляду на дуб без вреда для себя и окружающих"

Сёлета ў Новінах цягнуў Каляду на дуба малады аматар фальклору з Масквы, даследчык і пераемнік традыцыйнай танцавальнай спадчыны Смаленшчыны і іншых рэгіёнаў Расіі і Беларусі Ігар Узлоў. Прапануем яго погляд з ўражаннямі ад удзелу ў свяце заканчэння беларускіх Каляд. Выказваем падзяку Мінскаму АМЦНТ за садзеянне ў арганізацыі паездкі і ўсёй творчай супольнасці вёскі Новіны за шчодрую гасціннасць і цёплыню сустрэчы.

Для меня, как для человека, который живёт в России и лишь два-три раза в год приезжает в Беларусь, беларуский фольклор представляется неисчерпаемым источником такого огромного количества народной мудрости, что каждый раз, когда ты думаешь, что уже все знаешь, тебе открываются новые и новые грани деревенской культуры. Вот и в этот мой приезд сразу же с поезда я отправился на совершенно неизвестный в России обряд, о котором я сам слышал только один раз и которым очень заинтересовался. Итак, в то время как у всех в России Святки закончились ещё 19 января, в деревне Новины Березинского района Минской области они продолжались ровно до обеда 21 января. А все потому, что именно сегодня по традиции в этой и нескольких соседних деревнях было принято "цягнуць Каляду на дуба".

Помимо основного действа, которое я опишу отдельно, в обряде было ещё несколько интересных моментов. Первый заключался в том, что женщины "отсекали грехи": брали веник и топором его рубили, приговаривая, в чем они согрешили и просили прощения у Коляды, а затем шли на перекресток и там развеивали обрубки прутов по ветру. Другой это распространенная в Беларуси а также на западе России святочная игра в кота, когда сделанную из хлеба, домашней колбасы и сала фигурку животного подвешивали на веревках, а молодежь должна была подпрыгнуть и попытаться откусить хотя бы кусочек этого кота. Так что помимо самой Коляды в Новинах было чем удивить гостей.

IMG_2987.JPG

Обряд начинается с того, что сноп, который иногда прикрепляют к деревянному колесу, украшают ленточками, а также наряжают в юбку, фартук и платок делают из него Коляду. Затем Коляду сажают на сани и вместе с горшком каши мужчины везут ее до дуба, который находится почти в двух километрах от деревни. Там Коляду вместе с хозяйкой скидывают в снег, а затем достают с дуба прошлогодний старый сноп, который нужно сжечь, и прошлогоднюю кашу, а в это же время водружают на дуб новую Коляду, чтобы она сменила на боевом посту свою предшественницу. После чего под дубом у костра из прошлогодней Коляды поются песни и все угощаются оладьями, салом, домашним вином, колбасой и солёными огурцами, а затем возвращаются в Новинский клуб, чтобы устроить гуляние с песнями и танцами

IMG_3037.JPG

Наверное, в таком сжатом виде это выглядит не очень впечатляюще, но как всегда гораздо важнее наполнение, чем сама форма. А наполнение создают те люди, благодаря которым этот обряд дожил до наших дней, продолжает существовать и протягивать ниточку поколений из прошлого в будущее. Ну и кроме внимания, уважения к обряду, теплоты и любви, с которой он сохраняется, важно помнить и знать, что это явление почти что единичное, а потому очень ценное и значимое. Кроме того, в таких обрядах всегда присутствует множество деталей, которые могут показаться стороннему неискушенному наблюдателю незначительными, но приняв участие в действии ты понимаешь, что именно эти детали создают неуловимую, почти потерянную обрядовую магию, в которой совсем нет оккультизма и вездесущего нью-эйджа с помесями неоязычества, но зато есть любовь к своей семье, своей земле и своей культуре.

Игорь Узлов

IMG_3065.JPG

IMG_3071.JPG

Фота А.Каліноўскай


Зварот да спісу


Форум для отзывов 11 не существует.